ОТЧЕТ об итогах производственной (1-й педагогической) практики на IV курсе филологического факультета ДГПУ

 

  1. Филологический факультет; IV курс;  с  12.02. по 24.03.18;  63 студ.
  2. Подготовка к производственной (1-й педагогической)  практике

Производственной (1-я педагогической) практике на IV курсе предшествовала большая работа по определению базовых школ.  Студенты и методисты с учетом их пожеланий были распределены  по МБОУ «Лицей № 8», МБОУ «СОШ  № 14», МБОУ «СОШ №16», МБОУ «СОШ №18», МБОУ «Гимназия № 37», МБОУ «СОШ №46» г. Махачкалы (см.: Приложение к служебной записке декана  филологического факультета ректору ДГПУ от 09.02.2018 г.).

Перед началом педагогической прак­ти­ки на IV курсе  17 и 19.01.2018 г. студенты про­ходили медосмотр в студенческой поликлинике.  09.02.2018 г. на факультете были организованы методические занятия по специальности (Магомед-Касумов Г.М., проф. ка­федры ТиМОРЯиЛ), педагогике (Мирзоев А.Ш., проф. кафедры) и психологии (Кимпаева Э.А., ст. преп. кафедры).

После методических занятий на факультете была проведена установочная конференция с участием студентов IV курса и методистов соответствующих кафедр. На конференции с напутственными словами выступили декан факультета Р.Г. Кадимов, начальник отдела практик УМУ А.Д. Крымова и др.

Подробный  обзор учебно-методической литературы, необходимой студентам для успешного прохождения практики сделали  сотрудники фундаментальной библиотеки ДГПУ Кленина Л.И. и Джамалова А.М. 

С краткими методическими рекомендациями по вопросам организации педагогичес­кой практики на установочной конференции выступили  методисты по специальности Ами­рханова Л.Б. (кафедра ТиМОРЯиЛ) и Магомедова А.Д. (кафедра ТиМОИЯ), Астар­ха­нова Н.Р. (доцент кафедры педагогики), Кимпаева Э.А. (ст. преп. кафедры психологии).

Магомед-Касумов Г.М. (кафедра ТиМОРЯиЛ) огласил служебную записку декана и провел инструктаж по организации и проведению педагогической практики в профильных образовательных организациях г. Махачкалы.

  1. Информация о ходе педагогической практики

К педагогической практике в профильных образовательных организациях г. Махач­калы  студенты-филологи  приступили  12.02.2018 г. За время практики они ознакомились с учебно-воспи­та­тельным процессом в школе, со своими классами, обязанностями учите­ля по специальности, классного руководителя. Практиканты провели в среднем по 8-10 пробных и зачетных уроков  русского языка и литературы, русского и английского языка, посетили и проанализировали  зачетные уроки, побывали на открытых уро­ках у учителей-предметников в разных классах, проводили внеклассную работу по специаль­ности, подго­товили индивидуальные психолого-педагогические характеристики  учеников как членов классного коллектива.

Практиканты проводили работу с отстающими учащимися, иногда даже замещали отсутству­ющих по болезни и другим причинам учителей по специальности.

Наблюдения за ходом педагогической практики, беседы с работниками школ и сту­дентами, отчеты методистов, отзывы учителей и классных руководителей о работе  прак­ти­­кантов в прикре­пленных за ними классах свидетельствуют о том, что студенты филоло­гического факультета прошли практику организованно.

Методисты и учителя-предметники положительно отзываются об учебно-воспита­тельной работе таких студентов,  как Газимагомедова Айшат, Магомедова Исбаният, Сайпулаева Саида (МБОУ «Лицей № 8»), Летифова Эсмира, Абдурахманова Сабина (МБОУ «СШ № 14»), Абдуллаева Иден, Мирзеханова Сабина (МБОУ «Гимназия №37»), Абдурахманова Написат, Абдулхаликова Патимат (МБОУ «СШ № 46»).

Они добросовестно готовились к урокам, использовали в них занимательный материал, проводили словарную работу, о чем свидетельствуют отзывы учителей и методистов. Приятно отметить, что некоторым практикантам была предложена работа в данных образовательных учреждениях.

К общим недостаткам, на которые указывали ответственные по практике, а также учителя, можно отнести следующие: недостаточно твердое знание программного материала по русскому языку, невнимательность к записям учащихся на доске, отдельные речевые ошибки и недочеты и неумение работать над ними, нерациональное распределение времени между структурными этапами уроков, отсутствие порою тесной связи между отдельными видами работ, неумение формулировать вопросы, слабая активизация учащихся при закреплении изученного материала, недостаточная опора на ранее усвоенные знания учащихся и  т. д.

Разумеется, многие из этих недостатков объясняются  не только пробелами в теоретической и методической подготовке студентов, но и в не меньшей степени психологическими факторами, а именно: волнением, неуверенностью, неумением установить в некоторых случаях контакт с детьми и привлечь их внимание, что следует принять к сведению и на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла больше внимания уделять вопросам, способствующим  лучшей подготовке студентов к производственной практике.

За время прохождения производственно-педагогической практики студенты провели большую воспитательную работу в закрепленных за ними классах, а именно:  классные часы  на  различные темы («Школы мира», «Проблемы современного образования», «Знатоки русского языка», «Вверх по лестнице, или мои жизненные позиции», «От всей души с поклоном и любовью»,  «По дорогам сказок», «Люби и знай русский язык»,  «Умники и умницы», «День святого Валентина», «Язык мой – друг мой», «Толерантность – наше кредо»,  «Люди, не стесняйтесь доброты своей», «Вода – источник жизни», «Доброта вокруг нас»,   «Дагестан – наш край родной», «Обычаи и традиции народов Дагестана», совершали экскурсии в различные музеи  г. Махачкалы (Музей изобразительных искусств, Республиканский краеведческий музей, Республиканская национальная библиотека, Развлекательный центр «Россия»), беседы на экологические темы  «Берегите окружающую природу», «Природа вокруг нас», «Самый зеленый класс», «День птиц» и  т. д.).

Во всех базовых школах проведены воспитательные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества,  Международному женскому дню («Мамин день», «День защитника Отечества», «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»).

Практиканты проводили общешкольные мероприятия, на которых нередко присутствовали и родители учащихся. Они дежурили по школе, помогали друг другу в подготовке и проведении зачетных воспитательных мероприятий.

Практиканты были прикреплены к опытным учителям-словесникам, которые доброжелательно относились к ним и постоянно оказывали им необходимую методическую помощь и моральную поддержку, о чем пишут в своих отчетах о практике методисты и студенты.

Действенный контроль за ходом учебной практики осуществлялся и со стороны отдела пра­к­тик университета. Начальник отдела практик А.Д. Крымова и методист отдела регулярно посещали базовые школы, в которых филологи проходили практику, проверяли их посещаемость, оказывали методическую помощь.

Активно помогали филологам-практикантам учителя по специальности и классные руководители: Рясная Л.М., Магомедова А.Д., Казиева З.А., Султанова С.Э., Курбанова А.С. Умарова М.И. (МБОУ «Лицей № 8»),  Алибекова Ж.А., Абдуллаева Ф.А., Летифова С.З., Якуб О.А., Абдурагимова Ф.А., Мамаева А..А.  (МБОУ «СШ № 14»), Байрамбекова С.Д., Акаева З.А., Гасанова М.Ш., Умаханова М.О. (МБОУ «Гимназия №37», Гаджимамедова Г.Т., Магомедова Г.А., Рогушова П.А., Джигерова Р.Ц., Алхасова Б.А, Асварова З.Ф., Газиева А.М. (МБОУ «СОШ № 46»).

  1. Характеристика деятельности методистов по специальности, педагогике и психологии в школах

Большую  методическую  помощь  студентам-практикантам  оказали методисты по специальности, педагогике и психологии: Омарова С.М. (МБОУ «Лицей № 8»), Рашидова М.З. (МБОУ «СШ № 14»), Мусаева В.А. (МБОУ «Гимназия №37), Амирханова Л.Б., Магомедова А.Д. (МБОУ «СШ № 46»). То же самое можно сказать о методистах по педагогике (Мирзоеве Ш.А., Салмановой Д.А., Астархановой Н.Р.) и психологии (Кимпаевой Э.А.).

Ход производственной (1-й педагогической) практики обсуждался на заседаниях кафедр теории и методики обучения русскому языку и литературе,  педагогики и психологии.

Приятно отметить, что некоторые студенты-филологи за активное участие в учебной и внеклассной работе во время педагогической практики директорами школ отмечены грамотами.

Однако следует указать и на некоторые недочеты, связанные в основном с ведением и оформлением студентами отчетной документации по педагогической практике. Так, например, записи в дневниках у ряда студентов оформлены небрежно, в них отсутствует квалифицированный педагогический анализ посещенных и проведенных ими пробных и зачетных уроков и воспитательных мероприятий. В конспектах зачетных уроков порою нет четкой формулировки цели урока, нерационально распределяется  время между структурными элементами урока.

  1. Подведение итогов

Предварительные итоги производственной (1-й педагогической) практики были подведены 29.03.2018 г. Итоговая конференция по педпрактике на 4 курсе состоялась 05.04.2018. Вступительное слово сказал  декан факультета Р.Г. Кадимов. Доклад по итогам практики сделал руководитель практик  Г.М. Магомед-Касумов.  При обсуждении доклада активное участие приняли практиканты: были представлены презентации старост групп из МБОУ «Лицей №8», «СОШ №14», «СОШ №46» и «Гимназия №37»,  методисты  по специальности (доценты Омарова С.М., Амирханова Л.Б., Рашидова М.З., завкафедрой Халидова Р.Ш.), по педагогике (доц. Астарханова Н.Р.), по психологии (ст преп. Кимпаева Э.А.) и др.

Из 63 студентов, направленных в МБОУ г. Махачкалы, аттестовано 55:  на «отлично» – 18, на «хорошо» – 37.

Не явились на практику по уважительной причине 8 студентов: Абдуллаева П.А. (МБОУ «Лицей №8»), Магомедова П.Т. (МБОУ «СОШ №16», Гаджиева Н.Д., Рамазанова З.Ф. (МБОУ «СОШ №18»), Гасилова Н.Г., Магомедова П.К., Магомедова Х.А. (МБОУ «Гимназия №37», Амирханова Д.Ш. (МБОУ «СОШ №46»). Им продлена практика с 09.04 по 18.05.2018 (см. Служебную записку декана и.о. ректора от 06.04.2018).

 

 

Декан                                                                    Р. Г.   Кадимов

Руководитель практик                                         Г.М. Магомед-Касумов

25.04.2018

 

 

Постановление

ученого совета филологического факультета

«Об итогах педагогической практики на IV курсе и путях  ее совершенствования»

от  25.04.2018 г.

Заслушав и обсудив доклад руководителя практик  Магомед-Касумова Г.М., уче­ный совет отмечает, что  педагогическая практика студентов-филологов IV курса прошла орга­низованно и качественно.

Педагогической практике на IV курсе предшествовала большая работа по определению профильных образовательных организаций.  Студенты и методисты с учетом их пожеланий были распределены  по МБОУ «Лицей № 8», МБОУ «Гимназия №37», МБОУ СШ  №14, 16, 18, 46  г. Махачкалы  (см.: Служебную записку декана от 09.02.2018 г.).

09.02.18 на факультете были проведены методические занятия по специальности (Магомед-Касумов Г.М.), Астарханова Н.Р. (по педагогике)  и Кимпаева Э.А.(по психологии). Сразу после методических занятий состоялась  установочная конференция с участием студентов 1V курса и методистов кафедр психолого-педагогического цикла.

С вступительным словом по поводу предстоящей педагогической практики на IV курсе выступил декан факультета Р.Г. Кадимов.

Подробный обзор учебно-методической литературы, необходимой студентам для ус­пе­­шного прохождения практики, сделали  зав. отделом библиотеки  Л.И. Кле­нина и зав. сектором зала периодики  А.М. Джамалова.

С краткими сообщениями и методическими рекомендациями по вопросам  методики преподавания русского  языка и литературы, а также организации педагогической практи­ки на конференции выступили  Амирханова Л.Б.(кафедра ТиМОРЯиЛ), Астарха­но­ва Н.Р. (кафедра педагогики), Кимпаева Э.А. (кафедра психологии).

Магомед-Касумов Г.М. огласил распоряжение и провел инструктаж по организации и проведению 1-ой педагогической практики в профильных образовательных органи­зациях г. Ма­хачкалы.

К педагогической практике в профильных образовательных организациях г. Махач­калы  студенты-филологи  приступили  с 12.02.2018 г. За время практики они ознакоми­лись с учебно-воспи­та­тельным процессом в школе, со своими классами, обязанностями учите­ля по специальности, планом работы классного руководителя.

Практиканты провели в среднем по 8-10 пробных и зачетных уроков  русского языка и литературы, русского и английского языка, посетили и проанализировали  зачетные уро­ки, побывали на открытых уро­ках у учителей-предметников в разных классах, внеклассных занятиях по специаль­ности, подготовили индивидуальные психолого-педаго­ги­ческие характеристики  учеников как членов классного коллектива.

Практиканты проводили работу с отстающими учащимися, иногда даже замещали отсутству­ющих по болезни и другим причинам учителей по специальности.

Наблюдения за ходом педагогической практики, беседы с работниками школ и сту­дентами, отчеты методистов, отзывы учителей и классных руководителей о работе  прак­ти­кантов в прикре­пленных за ними классах свидетельствуют о том, что студенты филоло­гического факультета прошли практику организованно.

Методисты и учителя-предметники положительно отзываются об учебно-воспитательной работе таких студентов,  как Газимагомедова Айшат, Магомедова Исбаният, Сайпулаева Саида (МБОУ «Лицей № 8»),  Летифова Эсмира, Абдурахманова Сабина (МБОУ «СШ № 14»), Абдуллаева Иден, Мирзеханова Сабина (МБОУ «Гимназия №37»), Абдурахманова Написат, Абдулхаликова Патимат (МБОУ «СШ № 46»).

Они добросовестно готовились к урокам, использовали в них занимательный материал, проводили словарную работу, о чем свидетельствуют отзывы учителей и методистов.  Можно указать на некоторые недостатки, как-то: недостаточно твердое знание программного материала по русскому языку, невнимательность к записям учащихся на доске, отдельные речевые ошибки и недочеты, нерациональное распределение времени между структурными этапами уроков, отсутствие порою тесной связи между отдельными видами работ, неумение формулировать вопросы, слабая активизация учащихся при закреплении изученного материала, недостаточная опора на ранее усвоенные знания учащихся и  т. д.

Разумеется, многие из этих недостатков объясняются  не только пробелами в теоретической и методической подготовке студентов, но и в не меньшей степени психологическими факторами, а именно: волнением, неуверенностью, неумением установить в некоторых случаях контакт с детьми и привлечь их внимание, что следует принять к сведению и на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла больше внимания уделять вопросам, способствующим  лучшей подготовке студентов к производственной практике.

За время прохождения производственно-педагогической практики студенты провели большую воспитательную работу в закрепленных за ними классах, а именно:  классные часы  на  различные темы («Школы мира», «Проблемы современного образования», «Знатоки русского языка», «Вверх по лестнице, или мои жизненные позиции», «От всей души с поклоном и любовью»,  «По дорогам сказок», «Люби и знай русский язык»,  «Умники и умницы», «День святого Валентина», «Язык мой – друг мой», «Толерантность – наше кредо»,  «Люди, не стесняйтесь доброты своей», «Вода – источник жизни», «Доброта вокруг нас»,   «Дагестан – наш край родной», «Обычаи и традиции народов Дагестана», совершали экскурсии в различные музеи  г. Махачкалы (Музей изобразительных искусств, Республиканский краеведческий музей, Республиканская национальная библиотека, Развлекательный центр «Россия»), беседы на экологические темы  «Берегите окружающую природу», «Природа вокруг нас», «Самый зеленый класс», «День птиц» и  т. д.).

Во всех базовых школах проведены воспитательные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества,  Международному женскому дню («Мамин день», «День защитника Отечества», «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»).

Практиканты проводили общешкольные мероприятия, на которых нередко присутствовали и родители учащихся. Они дежурили по школе, помогали друг другу в подготовке и проведении зачетных воспитательных мероприятий.

Практиканты были прикреплены к опытным учителям-словесникам, которые доброжелательно относились к ним и постоянно оказывали им необходимую методическую помощь и моральную поддержку, о чем пишут в своих отчетах о практике методисты и студенты.

Действенный контроль за ходом учебной практики осуществлялся и со стороны отдела пра­к­тик университета. Начальник отдела практик А.Д. Крымова и методист отдела регулярно посещали базовые школы, в которых филологи проходили практику, проверяли их посещаемость, оказывали методическую помощь.

Активно помогали филологам-практикантам учителя по специальности и классные руководители: Рясная Л.М., Магомедова А.Д., Казиева З.А., Султанова С.Э., Курбанова А.С., Умарова М.И. (МБОУ «Лицей № 8»),  Алибекова Ж.А., Абдуллаева Ф.А., Летифова С.З., Якуб О.А., Абдурагимова Ф.А., Мамаева А..А. (МБОУ «СШ № 14»), Байрамбекова С.Д., Акаева З.А., Гасанова М.Ш., Умаханова М.О. (МБОУ «Гимназия №37», Гаджимамедова Г.Т., Магомедова Г.А., Рогушова П.А., Джигерова Р.Ц., Алхасова Б.А, Асварова З.Ф., Газиева А.М. (МБОУ «СОШ № 46»).

Большую  методическую  помощь  студентам-практикантам  оказали методисты по специальности, педагогике и психологии: Омарова С.М. (МБОУ «Лицей № 8»), Рашидова М.З. (МБОУ «СШ № 14»), Мусаева В.А. (МБОУ «Гимназия №37), Амирханова Л.Б., Магомедова А.Д. (МБОУ «СШ № 46»). То же самое можно сказать о методистах по педагогике (Мирзоеве Ш.А., Салмановой Д.А., Астархановой Н.Р.) и психологии (Кимпаевой Э.А.).

Ход производственной (1-й педагогической) практики обсуждался на заседаниях кафедр теории и методики обучения русскому языку и литературе,  педагогики и психологии.

Приятно отметить, что некоторые студенты-практиканты за активное участие в учебной и внеклассной работе во время педагогической практики отмечены грамотами профильных образовательных организаций.

Однако следует указать на то, что в ряде случаев методисты слабо использовали возможности еженедельного методического часа, установочных и промежуточных совещаний в школах, не всегда своевременно утверждали индивидуальные планы учебной и воспитательной работы практикантов. Можно указать и на некоторые недочеты, связанные в основном с ведением и оформлением студентами отчетной документации по педагогической практике. В конспектах зачетных уроков порою нет четкой формулировки цели урока, нерационально распределяется  время между структурными этапами урока.

Предварительные итоги производственной (1-й педагогической) практики были подведены 29.03.2018 г. Итоговая конференция по педпрактике на 4 курсе состоялась 05.04.2018 г. Вступительное слово сказал  декан факультета Р.Г. Кадимов. Доклад по итогам практики сделал руководитель практик  Г.М. Магомед-Касумов.

При обсуждении доклада активное участие приняли практиканты Газимагомедова Айшат (МБОУ «Лицей №8»), Магомедова Кумсият (МБОУ «СОШ №14»), Магомедова Иден (МБОУ «Гимназия №37»), Абдулхаликова Патимат (МБОУ «СШ № 46»), а также методисты по специальности (Омарова С.М., Амирханова Л.Б., Рашидова М.З.),  педагогике (Астарханова Н.Р.) и психологии (Кимпаева Э.А.) и др.

Из 63 студентов, направленных в МБОУ г. Махачкалы, аттестовано 55:  на «отлично» – 18, на «хорошо» – 37.

Не явились на практику по уважительной причине 8 студентов: Абдуллаева П.А. (МБОУ «Лицей №8»), Магомедова П.Т. (МБОУ «СОШ №16», Гаджиева Н.Д., Рамазанова З.Ф. (МБОУ «СОШ №18»), Гасилова Н.Г., Магомедова П.К., Магомедова Х.А. (МБОУ «Гимназия №37», Амирханова Д.Ш. (МБОУ «СОШ №46»). Им продлена практика с 09.04 по 18.05.2018 г. (см. Служебную записку декана от 06.04.2018 г.).

Ученый совет  постановляет:

  1. Педагогическая практика на IV курсе прошла организованно и качественно.
  2. На практических занятиях особое внимание обратить на вопросы подготовки студентов к педагогической практике.
  3. Методистам и работникам образовательных учреждений повысить требователь­ность к студентам во время прохождения 1-ой педагогической практики.
  4. Привлечь в качестве методистов по педагогической практике компетентных работни­ков администрации образовательных учреждений, опытных учителей, школьных  психологов.
  5. Контроль за выполнением постановления возложить на руководителя практик.

 

Председатель:                                             Р.Г. Кадимов

Секретарь:                                                   Г.И. Алиомарова

Комментарии и оценки закрыты.

.